| |||
Село впервые упоминается в 1586 г. в связи с размежеванием земель, а затем вновь в 1587 г. по тому же сюжету («размежевание близ деревни Шубиной»). В 1611 г. «в Залесном поместье на реке на Пьяне подле речки Пицы в деревне в Чуфарове на отделе (т. е. размежевание земли — авт.)...» среди других присутствовали «Алаторсково-жъ уезда татарские деревни Шубина служивой татарин Исен Богдав, да Бекбулат Шуба». Это свидетельствует о том, что деревня продолжала существовать и являлась татарской еще с рубежа XVI—XVII вв. В 1660 г. она отмечена в перечне татарских деревень, расположенных близ села Богородского Арзамасского уезда.
В начале XIX в. эта деревня насчитывала около 100 дворов с населением в 289 душ. Согласно документам, ещё в конце XVIII в. (около 1780 г.) здесь действовала первая соборная мечеть. Мусульманская община взяла на себя расходы на её содержание и обеспечила приличное по тем временам годовое жалование в 25 рублей «указному» мулле — Хаймурзе Мурсали-мову. В 1812 г. здесь имелся меодаррис — Абдюрхан Аи-тов и, логично предположить, что в деревне действовало мектебе. Тогда же был избран азанчеем Амирхан Бакташиров, преподававший основы культа. Жизнь уммы всячески поддерживалась верующими (их насчитывалось в 1828 г. около 400 человек), именно они обеспечивали приличное содержание духовным лидерам. Ими в тот период являлись — Хамит Хаймурзин (сын Хаймурзы Мурсалимоза), пришедший на должность в 1819 г., в возрасте 29 лет, и Ишмухамят Узбеков (утвержден имамом в 1816 г.). В 1830 г. место предстоятеля на молитве занял бывший учитель и азанчей — Амирхан Бакташиров . С 1844 г. имамом стал не менее образованный и, по свидетельству современников, достойный человек — Хамит Могамитов. Число прихожан мечети постоянно увеличивалось и в 1878 г. достигло около 1400—728 мужчин и 656 женщин. Поэтому в помощники имаму общиной были избраны — Ильяс Ишмухамятов (был вторым муллой ориентировочно с 1869 по 1895 гг.) и азанчеем Айнетдин Сейфуллин (с 1863 по 1911 гг.; с 1911 г. его место займет сын — Хасян Айнетдинов). Имамы занимались и преподавательской деятельностью. Около 50 человек в 1878 г. получило духовное образование в местном мектебе. К 1914 г. в селе появились ещё две мечети. Теперь духовную жизнь мусульман направляли: Зарип Хамитов (первая соборная мечеть), Ряхим Салимзяфяров (имам второй соборной), Мустафа Люкманов (третья соборная). Именно они пытались наладить религиозную жизнь верующих в трудные 20-е гг. XX столетия. В это время община насчитывала 670 мужчин и 695 женщин. Кроме имамов, вопросы образования решали светские учителя (их было двое на 850 человек детей от 6 до 17 лет). В основном жители села занимались земледельческим трудом, имея 1700 десятин пахотной земли. Но, в 1930 г. закрывается одна мечеть под школу, участь других решается позже, в конце 30-х гг. Имам третьей мечети М. Люкманов (1869— 1937) был арестован в ноябре 1937 г. и обвинен по статье 58, пункт 10 и через две недели погиб в заключении. В январе 1938 г. здание первой соборной мечети было переоборудовано под школу. В послевоенные годы, не имея мечетей, верующие (15 человек) были вынуждены молиться в совершенно неподходящих условиях — в сарае. Обязанности муллы выполнял А. Шиапов (1887 г. р.). В марте 1989 г. состоялась регистрация «религиозного общества» мусульман села Шубино. Имамом был избран Гаяр Мустафин (1933 г. р.). По отзывам односельчан — «человек честный, добросовестный, трудолюбивый, хороший семьянин (имеет пятерых детей)». Он еще с 1979 г. исполнял обязанности муллы в селе. |
На главную |